На правах рукописи
ШЕВЛЯКОВА Наталья Николаевна
Ганс Сакс и литература немецкой Реформации: генезис, типология и истоки творче-ства
(фольклор и бюргерская литература)
10.01.09 – Фольклористика
10.01.03 – Литература народов стран зарубежья
(немецкая литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Майкоп – 2003
Работа выполнена на кафедре литературы и журналистики
Адыгейского государственного университета
Научные руководители: | доктор филологических наук,
профессор Очерет Юрий Васильевич,
доктор филологических наук,
профессор Унарокова Раиса Батмирзовна
| Официальные оппоненты: | доктор филологических наук,
профессор Хут Шамсудин Ходжасфарович
доктор филологических наук,
профессор Сакиева Римма Сафраиловна
| Ведущая организация | – Армавирский государст-венный
педагогический институт
|
Защита состоится «____» ____________ 2003 г. в ___ часов, на заседании диссертационного совета Д212.001.02 по защите дис-сертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Адыгейском государственном университете по адресу:
385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского го-сударственного университета.
Автореферат разослан «___»_______________ 2003 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор филологических наук,
профессор Л. И. Демина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Судьба и ли-тературное наследие самого значительного немецкого поэта XVI века Ган-са Сакса (1494–1576) представляют, на наш взгляд, интерес для научного исследования. Поэт-бюргер, мейстерзингер, драматург – Сакс несомненно является ключевой фигурой в развитии и становлении литературы немец-кой Реформации.
Ганс Сакс проявил себя тонким самобытным худож-ником. Велик жанровый диапазон его поэтического творчества: мейстер-зингерские песни, духовные песни и стихотворения, назидательные шпру-хи, «истории» (легенды), басни, полемические (прозаические) диалоги, веселые шванки, трогательные «трагедии», поучительные «комедии», за-бавные фастнахтшпили (масленичные представления), в которых он без труда превзошел всех своих предшественников и современников. Литера-турное наследие Ганса Сакса обширно. Количество написанного им (поэт сам определил его в 1567 г.) составило 208 драматических произведений, 4275 мейстерзингерских песен и 1700 шпрухов, басен, шванков и легенд, т. е. 34 собственноручно написанных тома (Wendler).
Большинство немецких исследователей подчеркивает исключительный поэтический талант Ганса Сакса, называя его «реформа-тором в поэзии подобно Лютеру в религии и Гуттену в политике» (Lutzelberger). Он сумел соединить бюргерские художественные традиции Средневековья с идеями Реформации и античными преданиями и создать подлинно народные произведения.
На протяжении столетий творчество Ганса Сакса привлекало прежде всего немецких литераторов и ученых-литературоведов. Немецкие писатели и поэты, в частности писатели-просветители Виланд («Ганс Сакс», 1776) и Лессинг незадолго до своей смерти, отмечали особую значимость творчества Ганса Сакса в истории немецкой литературы и выступали за возрождение его литературного на-следия. Поэзия «Бури и натиска» в лице Якоба Рейнгольда Ленца, Фрид-риха Максимилиана Клингера, Генриха Леопольда Вагнера и молодого Гете обращалась к литературному жанру фарса, к фастнахтшпилю в стиле Ганса Сакса (Diefenbacher, 1986/87, S. 5).
После появления стихотворения Гёте "Поэтическое призвание Ганса Сакса" (1776 г.) выходят работы о жизни и творчестве нюрнбергского поэта , носящие преимущественно литературоведческий характер и отражающие различные стороны творчества поэта . За послед-ние сто лет германистами написано около 30 диссертационных работ, по-священных литературному творчеству Ганса Сакса.
О нем писали такие исследователи как И.Г. Боэкх, Э Гётце, А. Хугле, В. Штаммлер, М. Штеймец, Д. Клейн, В. Грейценах, Х. Буллингер, Х.-У. Вендлер, Б. Кённекер, Ф. Эйхлер, Э. Гейгер, А. Цирн и др.
Так, А. Цирн в диссертационной работе «Сюжеты и мотивы Г. Сакса в его баснях и шванках» (Wurzburg, 1924) исследует эти жанры творчества поэта; И. Г. Боэкх в соавторстве с другими литературо-ведами посвящает творчеству Г. Сакса обширный труд ««История немец-кой литературы с 1480 по 1600 гг.» (Berlin, 1960), Х. Хартманн в диссерта-ционном исследовании «Буржуазные тенденции в немецкой драме XVI века» (Potsdam, 1965) уделяет внимание значению драматического творче-ства Г. Сакса. Д. Клейн в своей работе «Образование и обучение. Исследо-вание драматического творчества Ганса Сакса» (Stuttgart, 1988).обращает внимание на дидактический аспект драматургии Г. Сакса.
Творческой биографии Г. Сакса посвящены работы таких известных в области истории немецкой литературы ученых как Э. Лютцельбергер В. Ноль, Э Гётце, К. Люгэ, Пауль Ландау, Рудольф Женэ. Его хрестоматийный труд содержит 524 страницы, множество фотогра-фий, гравюр и документальных источников, помогающих читателям и ис-следователям творчества Г. Сакса представить себе атмосферу эпохи, в которой жил и творил знаменитый немецкий поэт.
Весомый вклад в изучение творчества Сакса внесли известный немецкий литературовед Х.-У. Вендлер и Никлас Хольцберг, выпустивший в 1976 году в Нюрнберге библиографию Г. Сакса. Ряд работ посвящен изучению творчества Сакса в контексте исследования немецкой Реформации. Таковы труды Х.-Й. Мозера, Г.-Х. Зойферта и др.
В современной Германии исследованию творчества Сакса уделяется определенное внимание (Э. Бернштейн, Х. Бруннер и др.), Хотя, по признанию известного саксоведа Х. Бруннера, интерес к поэту на его родине мог бы быть значительно выше, чем за рубежом.
В немецком литературоведении сейчас в большей степени уделяется внимание отдельным аспектам литературного творчест-ва Г. Сакса. К примеру, «Диалог и фастнахтшпиль у Ганса Сакса» в дис-сертационном исследовании Э. Эдерта, в работах «Пословица в творчестве Г. Сакса» К. Хандшин, «Мейстерзанг в творчестве Г. Сакса» Э. Гейгера и др.
На наш взгляд, при таком узкоаспектном изучении творчества Сакса упускается возможность целостного восприятия пробле-мы в плане – Сакс и литература исследуемой эпохи.
Литературное наследие Ганса Сакса исследовалось многими учеными зарубежья и России. Так, еще в 1840 г. в журнале "Пан-теон" появилась статья Г.Блаза "Ганс Сакс, башмачник-поэт". Под таким же заглавием вышла в 1875 г. небольшая работа Б.Краевского. В том же году была издана книга В. Рогачевского «Ганс Закс. Башмачник-поэт». За год до этого в журнале "Вестник иностранной литературы" была опубли-кована информация "Ганс Сакс и мейстерзингеры" (1894). В книге "Все-мирные сатирики и юмористы", опубликованной в 1900 г., небольшой раз-дел посвящен творчеству Ганса Сакса. Писали о Саксе выдающийся со-ветский писатель А.М. Горький (1935), и поэт Б.Пастернак (1922, 1940). Научные исследования принадлежат литературоведам Б.И. Пуришеву (1955, 1967, 1989, 1996), А. С. Левинтону (1959), Р.М. Самарину (1974) и др.
Еще в двадцатые-сороковые годы ХХ века в нашей стране Борис Пастернак делал превосходные переводы мейстерзингерских песен, шванков и фастнахтшпилей Сакса, предваряя их небольшими пре-дисловиями о знаменитом немецком поэте-сапожнике («Красная Новь», 1922, 1938; «Молодая Гвардия», 1940).
В последующие годы произведения Сакса переводи-ли Б. Пуришев, А. Левинтон, Ю. Левик, Л. Гинзбург, Б. Томашевский, Т. Гнедич, П. Карп, Д. Горфинкель, И. Шафаренко, В. Микушевич, В. Щепо-тев, В. Шор и другие (Сакс, «Избранное», 1959 и 1989).
Среди научных исследований особо следует отметить труд исзвестного литературоведа Б. И. Пуришева «Очерки немецкой лите-ратуры XV-XVII вв.» (1955), являющийся, на наш взгляд, отправной точ-кой в изучении данного литературного периода в истории немецкой лите-ратуры.
Из работ отечественных исследователей по важней-шим проблемам ее развития средневековой литературы, опубликованных за последнее пятидесятилетие, помимо общепризнанных книг М. Бахтина о средневековой народной культуре, следует также выделить исследова-ния А. Д. Михайлова о рыцарском романе и фаблио, труды других иссле-дователей, указанных в истории вопроса. В свете важнейших выводов этих исследований в общей картине развития средневековой немецкой литера-туры выявляется ряд слабых мест, среди которых наибольшим, на наш взгляд, упущением была недооценка роли и значения в литературном про-цессе в средневековой Германии народной литературы и продолжательни-цы ее традиций в письменной литературе – литературы городской (бюр-герской). Следует отметить также тот факт, что в исследованиях, написан-ных за последние годы, нет работ об одном из самых представительных поэтов бюргерской литературы Гансе Саксе и его связях с фольклорными истоками. Автор диссертации попытался восполнить этот пробел.
Данная работа в известной степени охватывает про-блему в целом, включая исследование творческой биографии поэта, де-тальное изучение истоков и типологии творчества Г. Сакса в контексте характеристики бюргерской литературы. Этим и объясняется актуальность темы исследования.
Объект исследования – личность и литера-турное творчество
Г. Сакса.
Предмет исследования – процесс станов-ления и развития литературного творчества Г. Сакса в эпоху позднего Средневековья.
Материал исследования – литературные произведения Г. Сакса в оригинальных немецких текстах и в переводах на русский язык. Труды крупных зарубежных исследователей западноевро-пейской литературы и культуры – И. Г. Боэкх, Э. Гётце, А. Хугле, Х-У. Вендлер, В. Ленк, В. Ноль, Д. Клейн, Х. Бруннер и др., отечественных ли-тературоведов – Б. Пуришев, А. Левинтон, Р. Самарин и др.
Цель исследования –системный анализ жанрового многообразия и связей творчества Г. Сакса с фольклорными источниками в контексте бюргерской литературы XVI века.
Гипотеза исследования: мы предположи-ли, что особенности личности и творчества Г. Сакса можно восстановить при условии, если исследовать духовную жизнь, культуру эпохи и окру-жения поэта, оказавших влияние на его своеобразное творчество.
Задачи исследования:
– исследовать фольклорные истоки творчества Г. Сакса;
– проследить генезис и обосновать типологические модификации жан-ров в творчестве Г. Сакса;
– определить значение для творчества Г. Сакса учения Лютера и про-тестантства в контексте литературы немецкой Реформации XVI в.
Методология и методы исследования: Мето-дология работы определяется фундаментальными трудами фольклористов и литературоведов и методологическими позициями медиевистики. Методика обусловлена характером работы: сочетание сравнительно-типологического, культурно-исторического и системно-структурного подходов; опора на пер-вичный перевод автором непереведенных текстов как в творчестве Сакса, так и в критической литературе о нем.
Теоретической основой исследования яв-ляются труды отечественных и зарубежных фольклористов (А. А. и Б. В. Афанасьевы, Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. А. Алиева, Л. А. Бекизова, З. М. Нало-ев, Ш. Х. Хут, Р. Б. Унарокова, Т. Н. Чамоков, К. Г. Шаззо, В. и Я. Гримм, Т. Бенфей, Э. Б. Тайлор, В. Вундт, Ю. и И. Круны, К. Леви-Строс и др.) и литературоведов (М. М. Бахтин, А. Д. Михайлов, Б. И. Пуришев, А. Г. Ле-винтон, И. Г. Боэкх, Э Гётце, Р. Невальд, А. Хугле, В. Штаммлер и др.).
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в литературном аспекте немецкой медиевистики на материале творчества Ганса Сакса и бюргерской литературы Германии (в эпоху позднего Средневековья) рассматриваются наиболее важные про-блемы развития этого крупнейшего пласта средневековой немецкой лите-ратуры, причем вводится в научный оборот большая часть материала, пе-реведенного на русский язык автором данного исследования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности более глубокого постижения сущности важнейших процессов, происходивших в немецкой литературе; характерных жанро-вых особенностей творчества Г. Сакса, места и роли бюргерской литера-туры в истории средневековой немецкой культуры, особенно в период формирования национальной литературы и языка.
Работа дает возможность использования её материа-лов в общих и специальных курсах по истории зарубежной литературы в вузе, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
С помощью данной работы может быть осуществле-но информационное включение студентов в такие области, как изучение немецкого языка, истории, культуры и литературы Германии в разные пе-риоды ее развития, т. к. почти весь информационный блок, использован-ный в работе (500 машинописных листов), переведен самим автором дан-ного исследования. На основе этих переводов подготовлены приложение «Культурно-исторический очерк эпохи Г. Сакса» и учебное пособие на немецком языке по теме диссертации «Hervorragende Menschen Deutschlands» – «Выдающиеся люди Германии».
Личный вклад автора состоит в создании целостного представления о творчестве Г. Сакса, чему способствовали собственные переводы автором произведений Сакса и критической лите-ратуры о нем.
На защиту выносятся следующие положе-ния:
1. Поскольку специфика исследования творчества Г. Сакса изучена недостаточно, необходимо сосредоточить внимание на со-отношении фольклорных истоков и литературного творчества Г. Сакса, определить их роль в развитии немецкой литературы.
2. Теоретическое описание типологии творчества Г. Сакса, ее структуры и содержания, аналитическая характеристика содер-жательных и поэтических особенностей, составляющих своеобразие каж-дого жанра в представленной классификации, позволяют освоить их спе-цифику.
3. Художественное воплощение идеологии немецкого гуманизма и протестантства в творчестве Г. Сакса дополнит имеющиеся данные о литературе немецкой Реформации.
4. Характерные особенности бюргерской литературы эпохи Г. Сакса приблизят в постижение литературного статуса той эпохи.
Достоверность результатов работы обес-печена использованием основополагающих трудов ученых по фольклори-стике (В. и Я. Гримм, Т. Бенфей, Э. Б. Тайлор, А. А. и Б. В. Афанасьевы, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп, А. А. Алиева, Л. А. Бекизова, З. М. Налоев и др.) и литературоведению (И. Г. Боэкх, Э Гётце, Х.-У. Вендлер, В, Ленк, Х. Бруннер, Б. И. Пуришев, А. Г. Левинтон, Р. М. Самарин и др.), медиеви-стов (Ж. Ле Гофф, В. П. Даркевич, А. Я. Гуревич, А. Л. Ястребицкая и др.).
Апробация работы осуществлялась на на-учных конференциях в Майкопском государственном технологическом институте (1997) и Адыгейском государственном университете (1998; 2001; 2002) путем обсуждения выступлений автора с последующей публи-кацией тезисов и статей. Учебное пособие на немецком языке для студен-тов «Выдающиеся люди Германии» (2002) было одобрено на заседании кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университе-та.
Рабочие материалы данного пособия в порядке мно-голетнего эксперимента использовались на практических занятиях по не-мецкому языку на неязыковых факультетах и на факультете иностранных языков.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры литературы и журналистики и кафедры истории культуры адыгов Адыгейского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Диссер-тация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения «Культурно-исторический очерк эпохи Г. Сакса».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, научная новизна; определены цели, задачи, методологическая основа исследования, его структура, отмечается научно-практическая значимость работы; дается очерк творческой биографии, оценка личности и этико-эстетических взглядов ярчайшего представителя бюргерской литературы XVI века Ганса Сакса; формулируются положе-ния, выносимые на защиту.
В первой главе – «Литературное творчество Г. Сакса. Истоки и типология» – исследование данной проблемы сосредоточено в четырех параграфах.
Соотношение фольклорных истоков со спецификой творчества Г. Сакса рассматривается через взаимодействие литературы и фольклора на примере многожанрового творчества Г. Сакса.
Будучи относительно частной проблемой фольклори-стики и литературоведения, изучение взаимодействия литературы и фольклора за последние два десятилетия превратилось в целое исследова-тельское направление, включающее два аспекта: изучение роли фольклора в развитии литературы (фольклоризм литературы) и роли литературы в развитии фольклора (литературность фольклора).
Современная филологическая наука успешно осваи-вает первый аспект, подразумевающий исследование фольклорных тради-ций в литературе как целых периодов, так и в творчестве отдельных писа-телей.
Изучение проблемы «литература и фольклор» созда-ло ряд наук, объединив их вокруг главной – фольклористики, дало обшир-ную библиотеку научных исследований, принадлежащих ученым разных эпох, школ и направлений (В. и Я. Гримм, Т. Бенфей, Э. Б. Тайлор, В. Вундт, Ю. и И. Круны, К. Леви-Строс, А. А. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, А. Н. Пыпин, М. К. Азадовский, Б. В. Афанасьев, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, Б. М. и Ю. М. Соколовы, Б. Н. Путилов, адыгские ученые А. А. Алиева, Л. А. Бекизова, З. М. Налоев, Ш. Х. Хут, Р. Б. Унарокова, Т. Н. Чамоков, К. Г. Шаззо и др.)
Теоретическая сторона и конкретная часть исследо-ваний названных ученых помогли нам выбрать методологические опоры для изучения проблемы соотношения фольклорных истоков со специфи-кой творчества Г. Сакса, в частности, выделить четыре типологические формы воздействия фольклора на литературу: прямое заимствование пи-сателями фольклорных форм или их поэтики; трансформация или перело-жение фольклорных форм в литературном произведении; стилизация под тот или иной фольклорный жанр; создание новой художественной систе-мы, органически соединяющей фольклорные и письменные традиции.
В германском фольклоре выделяются общепринятые в мировом фольклоре популярные жанры: народные (духовные) песни, басня, шпрух, шванк и фарс, которые группируются в два больших блока: 1) устную поэзию (народные, духовные, любовные песни) и 2) сказочную и несказочную прозу, куда входит и малая эпическая проза (басни, шпру-хи, шванки, повестушки, присказки, площадные анекдоты, пословицы и поговорки).
К фольклорным формам, к которым обращался Сакс в своем творчестве, относятся песня (духовная и эпическая), шпрух, басня и животный эпос, шванк в прозе или стихотворной форме, баллада, исто-рия (легенда), площадный анекдот, повестушка, пословица, поговорка, фарс.
В творчестве Г. Сакса находят место все формы воз-действия фольклора, что прежде всего заметно на поэтических жанрах.
В работе рассматриваются специфика германских эпических песен, мейстерзанга, фольклорные универсалии в немецком, русском, адыгском героических эпосах («Песнь о Хильдебранде», «Песнь о Нибелунгах», «Былины об Илье Муромце», «Нартский эпос»).
Сопоставление жанровых особенностей эпических песен с мейстерзингерскими песнями Г. Сакса позволяет увидеть признаки художественного переосмысления фольклорного жанра.
В творчестве Сакса трансформировались многочис-ленные виды песни: любовная, хвалебная, духовная, мейстерзингерская песня, причем особое место принадлежит духовной песне, которая воз-никла в Германии с целью доведения религиозных идей до сознания на-родных масс. Сакс вслед за Лютером сочинял или обрабатывал псалмы и перекладывал Ветхий и Новый Завет в духовные стихи и протестантские песни.
Следуя традиции соблюдения 32-х правил написания стихотворного текста к мейстерзингерской песне, Сакс внес существенные изменения в ее содержание и жанр: еще на заре своей поэтической дея-тельности, в 1515 году, он выступал в защиту творческих прав поэта, ратуя за расширение тематики мейстерзингерских песен («Отличное наставле-ние, о чем должен петь певец»), он придал им светское содержание, наря-ду с религиозным; расширил каноническую тематику, ослабил регламен-тацию требований к форме (допуская смену мелодии от строфы к строфе, более свободное построение стиха).
Басня, один из распространенных фольклорных жан-ров, также трансформировалась в творчестве Сакса главным образом пу-тем ее завершения назидательный концовкой. В работе рассматриваются ее варианты на примере анализа басен Сакса «Как зайцы поймали и изжа-рили охотника», «Отшельник и его осел, или На всех не угодишь».
В становлении поэтического творчества Сакса велика роль шпруховой и дидактической поэзии, сложившейся под влиянием фольклора. Сакс использовал стихотворный язык шпрухов – книттельферс и народный язык, расширил тематику, ориентирующую на современные проблемы, создавая злободневные произведения.
В шпруховой поэзии Сакса интересно образователь-но-познавательное содержание («О возникновении Богемской земли и ко-ролевства», «Шпрух о ста животных с описанием их породы и свойств», «Шпрух о ста птицах» и др.) определенность идеологии.
Немецкий шванк, как фольклорный жанр, традици-онно приуроченный к смеховой (карнавальной) культуре, был существен-но обогащен Саксом новыми сюжетными формами, современным содер-жанием, тенденцией к индивидуализации персонажей («Кухарка – лаком-ка»).
Внесены были Саксом новаторские изменения в ве-селый народный фарс, в фастнахтшпиль («Высиживание теленка», «Из-влечение дураков», «Школяр в раю» и др.). Суть изменений – смягчение грубого юмора, забота о развитии действия и живости характера. Именно под пером Сакса фастнахтшпили становились драмой в жанровом смысле.
Рассмотрение процесса трансформации фольклорных жанров в творчестве Сакса позволило выделить следующие качества его литературных жанров, свидетельствующих о присутствии в них фольк-лорных истоков: устность исполнения, традиционность идейной направ-ленности, вариативность и импровизационность, присущие шванку и фар-су. Однако под пером Сакса шванк и фастнахтшпиль обрели статус лите-ратурных жанров.
Таким образом, фольклорные истоки органичны для творчества Сакса, придавая ему специфические качества.
Изучение проблемы генезиса бюргерской литературы позволило прийти к следующим результатам. Бюргерская литература, воз-никшая вместе с подъемом городов (XIV–XV вв.), завоевывает господ-ствующие позиции в XVI веке, отражая враждебную Средневековью идеологию молодого восходящего класса, однако эта литература типоло-гически связана со средневековой литературой XIII–XV вв., наследует ее гуманистические тенденции, дидактизм, сатирическую традицию (С. Брант, Т. Мурнер, М. Лютер, Г. Сакс).
Решая проблему генезиса, необходимо отметить, что бюргерская литература явилась преемницей жанровых традиций устного народного творчества, которое стало мощным фактором в развитии город-ской литературы, прежде всего жанров песен, шпрухов, шванков. Бюргер-ская литература начиналась с обработки фольклорных жанров, стилизации и их переосмысления при непременном воспроизведении национальных нравов и обычаев. Популярным жанром стал шванк, «веселый и страшный мир» которого «предвещает человеческую комедию зрелого реализма» (Левинтон).
В работе характеризуется творчество предшествен-ников бюргерской литературы Штриккера и Вернера-Садовника (XIII в.), работавших в разных жанрах, но прославившихся шванками, баснями (сборник шванков «Поп Амис», басни «О Волке и Гусях», «Кот – Жених» Штриккера, стихотворными повествованиями (повесть «Крестьянин Хельмбрехт» Вернера-Садовника).
Необходимо отметить в этом ряду поэта Фрейданка с его выдержанной в дидактическом духе книгой «Разумение»; сочинявших шпрухи поэтов-бюргеров Тейхнера и Зухенвирта, авторов многочислен-ных шванков и фастнахтшпилей нюрнбергских мейстерзингеров Фольца и Розенплюта и др.
Таким образом была подготовлена новая ступень в развитии немецкой литературы, которая в XV веке вступила в полосу подъема, о чем свидетельствует творчество С. Бранта, М. Лютера, Г. Сак-са, И. Паули и др., так или иначе связанное с идеями протестантизма и Реформации.
Характеристика дидактической поэмы С. Бранта «Корабль дураков», шванков И. Паули, басен Э. Альбера и Б. Вальдиса на фоне их взаимосвязи с творчеством Г. Сакса позволила нам прийти к сле-дующим выводам:
Г. Сакс опирался на опыт своих предшественников и современников, продолжая развивать и совершенствовать популярные жанровые формы бюргерской литературы – мейстерзингерскую песню, шпрух, шванк и фастнахтшпиль.
Бюргерская литература – особый пласт немецкой ли-тературы XV–XVI вв., оказавший влияние на ее демократизацию, развитие разговорного стиля литературного языка, формирование многих литера-турных жанров, близких к национальному мышлению по концептуально-сти и идейно-эстетической основе (шванк, фастнахтшпиль).
Необходимо подчеркнуть создание в бюргерской ли-тературе предпосылок для формирования творческих методов, в частности реализма.
Гуманизм бюргерской литературы обусловливает ее выделение в определенный этап на пути литературы к гуманизму Возрож-дения.
Исследование вопроса о типологии творчества Г. Сакса проведено путем анализа произведений писателя с точки зрения общности их идейно-эстетических признаков и жанровых различий в пре-делах литературного рода.
Сложившаяся типология опирается на теоретическое обоснование терминов «литературный род» и «литературный вид» (в по-этике Аристотеля, А. Н. Веселовского, современных литературоведов) и системный анализ творчества Г. Сакса.
Типология творчества Г. Сакса выглядит следующим образом:
1. Дидактическая лирика – духовные песни, мейстерзанг;
2. Смеховая поэзия – комические басни, шпрухи, шванки, фаст-нахтшпили;
3. Драматургия – истории (легенды), полемические (прозаиче-ские) диалоги, мейстерзингерская драма («трагедии» и «комедии»), фаст-нахтшпили (карнавальные пьесы).
Аналитическая характеристика жанровых, содержа-тельных и поэтических особенностей, составляющих специфику каждого жанра и имеющих признаки определенной общности, следует в заданном типологией порядке.
Анализу духовных песен и мейстерзанга, объединен-ных единством библейской и религиозно-дидактической (в XIV–XV вв.) тематики, предпослана ретроспекция бытования жанра в народном искус-стве, значение для его развития нюрнбергской школы, протестантизма и творчества проповедников, прежде всего Лютера. Сакс активно использо-вал опыт своих предшественников в написании духовных песен и псал-мов. В первой четверти XVI в. он поставил этот жанр на службу Реформа-ции, к концу жизни переложил на стихи почти всю Библию.
Мейстерзанг, будучи отправной точкой творчества Г. Сакса, был тесно связан с другими жанрами его творчества. Сакс был, не-сомненно, самым одаренным нюрнбергским мейстерзингером, о чем сви-детельствует его прижизненная популярность, превращение его новатор-ских достижений в этом жанре в традицию для немецких авторов. Все жанры отличаются общностью комического начала, стихотворной речью изложения.
Сакс расширил тематику мейстерзанга за счет антич-ных, средневековых и современных литературных источников.
Он не был строг в отношении правил поэтики и ме-лодии песен: вводил колоритные жизненно правдивые детали, использо-вал всю гамму известных мелодий («тонов») и создавал свои. Наши на-блюдения сделаны на основе анализа ряда мейстерзингерских песен Г. Сакса («Римлянин и шестеро сыновей», «Черт на танцах», «Неравные дети Евы», «Плут – нотариус» и др.), их сопоставления с произведениями из-вестных нюрнбергских современников Г. Сакса (Г. Фогеля, М. Лоренца, И. Шехнера).
Смеховая поэзия Г. Сакса представлена в его творче-стве комическими баснями и шванками, шпрухами, пословицами и фаст-нахтшпилями. Сюжеты басен и шванков опосредованно были заимствова-ны у Эзопа через Штриккера, Альбера, Вальдиса, Лютера и средневеково-го животного эпоса. Все жанры отличаются общностью комического на-чала, стихотворной речью изложения, народностью языка, насыщенного поговорками и пословицами, моралью – назиданием (к примеру, его сбор-ник басен и шванков, изданный Э. Гётце / Ц. Дрешером (Halle a. Saale, 1893-1913). Интерес представляют и басни на библейский сюжет («Вулкан создал человека» и др.), окрашенные мягким юмором.
Комедийно-эстетическое отношение автора (субъек-та) к изображаемому (объекту) у Сакса всегда отвечает двум основным типам: сатире и юмору, что способствует классической типологии комиче-ского. Сатира Сакса связана с передовой мыслью своего времени, отлича-ется свободным отношением к форме, что сказывается в нарушении внеш-ней бытовой достоверности и создании гиперболических и гротескных, шутливых образов, эзоповском языке.
Сатира и юмор Сакса характеризуются художествен-ной многогранностью, многоцветностью, дающей место драматическим мотивам и краскам, что наглядно представлено в шванках и фастнахтшпи-лях.
Поскольку в смеховой поэзии Сакса шванки состав-ляют значительную долю его творчества, а их тематико-поэтическая спе-цифика показательна для поэзии этого жанра в XVI веке, мы отводим для его аналитической характеристики отдельный раздел (1.4).
Драматургия Г. Сакса берет начало в фольклорном эпосе, отличающемся особой конфликтностью и драматизмом содержа-ния. Речь идет об историях (легендах) их жизни святых, народной жизни, появлявшихся с конца XIII века в сборниках на немецком языке, состав-ленных в большинстве случаев неизвестными авторами («Золотая леген-да» Якова Ворагинского).
Преддверием драматургии Сакса являются «Диалоги о Реформации», написанные в 20-х годах XVI века в защиту протестан-тизма, идей и деятельности Лютера. Об этом свидетельствуют семь поле-мических (прозаических) диалогов, из которых до настоящего времени дошли четыре («Диспут между каноником и сапожником», «Разговор о лжетрудах священников», «Диалог, содержание которого аргумент римлян в противовес христианам», «Разговор евангелиста-христианина с Люте-ром»). У жанра прозаического диалога убедительная история и богатая традиция, формирование которой опирается на труды Платона, Лукиана, Клопштока, Лессинга, Монтескье, Ренана и др.
Г. Сакс блестяще использовал важнейшие компози-ционные и художественные принципы полемического диалога: динамич-ность развития мысли, установку на силу и убежденность высказывания, разнообразие аргументов. Поскольку в диалогическом жанре собеседники нужны как орудие для развития мысли, в диалоге могут участвовать схе-матические «анонимные» персонажи. В «Диалогах» Сакса это лютеранин – простой человек из народа (ремесленник, крестьянин), его оппонент – евангелист-христианин, церковник, речи которого создают сатирический образ. Присутствие автора обнаруживает себя в недвусмысленных выска-зываниях своего мнения, цель которого – побудить человека к действиям. «Диалоги» Сакса соотносимы с агитационным жанром.
Собственно драмой в творчестве Г. Сакса являются фастнахтшпиль и мейстерзингерская драма («трагедия» и «комедия»). Эти жанры сближаются заимствованными сюжетами из итальянской новеллы Возрождения, из легенд и народных книг, а также из античной и средневе-ковой истории, прочих немецких и иностранных источников.
Однако Сакс, осваивая новые темы согласно бюргер-скому мировоззрению, придерживался масштаба бюргерско-протестантской морали, которая в эпилогах его драм воплощалась в легко запоминающиеся формулы (в параграфе 1.3. прослеживается развитие со-держательно-формальных сторон мейстерзингерской драмы Сакса).
Первоначальная привязанность к античной теме и традиционное деление драмы на пять частей («Иокаста», «Клитемнестра», «Разрушение Трои») сочетались с заимствованиями из библейских текстов немецкого героического эпоса и стихов Боккаччо («Пророк Иона», траге-дия «Роговой Зигфрид», «Комедия о терпеливой и послушной маркграфи-не Гризельде» и др.).
Из созданных Саксом двухсот пьес на эпоху расцвета Нюрнбергского мейстерзингерского театра (1550–1560 гг.), основанного Саксом, приходится около ста драм. Из них почти треть пьес отличается религиозно-библейским содержанием, другие – близостью к итальянской ренессанской новеллистике и прочим источникам. В оценке драм крити-кой нет единодушия: от признания негативными их формальных сторон и наивного содержания до положительной оценки тематической новизны и оптимистического пафоса. Действительно, наивность конфликта и его сюжетного развития, перенасыщенность событиями, нерасчлененность признаков трагедии и комедии отражали ту ступень в истории немецкого театра, когда почти ничего не было известно о законах трагического и ко-мического искусства и драматическая техника отмечалась примитивно-стью. Однако подлинная заслуга Г. Сакса перед драматургией и театром бесспорна: он первым в немецкой литературе употребил термины «траге-дия» и «акт», установил более тесную связь между действием, прологом и эпилогом, отдавая предпочтение светским темам. Сакс первым драматизи-ровал «Тристана» и «Песнь о Нибелунгах».
Таким образом, своим драматическим творчеством Сакс внес значительный вклад в становление и развитие этого литератур-ного жанра.
Весомость заслуги Сакса увеличивается в результате анализа и оценки его фастнахтшпилей (масленичных игр), являющихся наиболее совершенной формой выражения идейных и этических взглядов писателя. Характеристика этого жанра находит место при рассмотрении следующих аспектов соответствующей темы третьего параграфа: социаль-но-нравственные взгляды Сакса; идейный пафос его сатирических масле-ничных пьес, их связь с фольклором, роль Сакса в развитии немецкого народного театра периода Реформации; художественная специфика фаст-нахтшпилей позднего этапа творчества Сакса.
Фастнахтшпили – по существу «инсценированные шванки», в типологическом аспекте их сближает комический план изо-бражения бытовой стороны жизни героев, среди которых самый излюб-ленный – ловкий, смышленый простолюдин. Сакса привлекали сюжеты, позволяющие раскрыть гуманистические этические воззрения простолю-дина («Плут, предающий черта анафеме», «Старая хитрая сводня и муж-подкаблучник», «Корзина разносчика», «Извлечение дураков» и др.). Сближают оба жанра и стихотворный размер – восьмисложный силлаби-ческий стих (книттельферс) и ориентация на колоритную народную речь. Структура обоих жанров у Г. Сакса отвечает следующей схеме: сюжет – мораль – персонажи – общественная жизнь, причем мораль выражена че-рез сюжет, художественные особенности отвечают народному взгляду на проблему. К позднему периоду творчества Сакса относятся следующие типы: назидательный, социально-бытовой и политический, антиклери-кальный, эротический. Данные теоретические положения сложились в процессе анализа в диссертации ряда фастнахтшпилей, типичных для эта-пов их развития в творчестве Сакса. («Празднование масленицы», «Старая сводня и поп», «Крестьянин в чистилище», «Школяр в раю»).
Развитие фастнахтшпиля, как утверждают исследова-тели (А. Левинтон, А. Шюкэ, К. Гобриш, Х. Вендлер и др.), шло по линии превращения традиционных карнавальных «игр» в новый драматический жанр, приближающийся к реалистическому, с «правдивой экспозицией и правдоподобными диалогами» (К. Гобриш).
Комизм фастнахтшпилей начинается с карнавального смеха и в своем развитии доходит до общественной сатиры. Как панорама немецкой жизни эти пьесы равны по значению «Декамерону» Боккаччо и «Кентерберийским рассказам» Чосера, что поддерживает популярность фастнахтшпилей Г. Сакса и в наше время.
Результаты изучения шванковой поэзии в контексте новой литературы Германии (конец XV – начало XVI вв.) представлены в двух разделах: общая характеристика шванковой поэзии Г. Сакса и типо-логия шванков Г. Сакса.
Подводя итог своему творчеству в 1567 году, сам по-эт насчитывал всего 6048 произведений в 34-х рукописных томах, из них только шванков – 1500.
Изучение первоисточников (шванков Сакса и исто-рико-критической литературы по этому жанру) позволило предпослать общей характеристике шванковой поэзии Г. Сакса следующую преамбулу: Характер новой литературы Германии (конец XV – начало XVI вв.) в большей мере, чем прежде, определялся ее создателем и потребителем – бюргерством, являвшимся носителем научной и художественной культу-ры, передовым сословием своего времени в немецком обществе.
Шванк наиболее полно отражал немецкий характер, дух шванка утверждался на бюргерском самосознании, сформировавшем-ся на чувстве реализма, философии здравого смысла.
Хотя шванк возник как фольклорный жанр, у Сакса он приобрел художественную неповторимость. Поэтому есть основание выделить характерные особенности шванков Сакса: разнообразие пробле-матики, продиктованное знанием жизни разных сословий, прежде всего – бюргерства; демократизм нравственной ориентации; выраженная в яркой форме назидательность, столь же яркая ирония; оптимизм. Главное же – национальная самобытность, нашедшая выражение в столь же самобыт-ном языке, сохранившем яркозвучные слова из Средневековья и обога-тившемся современной лексикой и иностранными словами. Многочислен-ные пословицы и поговорки Сакс умножил собственными, созданными по образу народных, освободив свои произведения от грубости языка просто-речия. Шванк Сакса – уже не промежуточная художественная форма фольклора – он приближен к литературной новелле с ее тенденцией к реа-лизму в изображении действующих лиц. В шванке Сакс придал своеоб-разную поэтичность прозе живой повседневности.
Общая характеристика шванковой поэзии сопровож-дается в работе конкретной аргументацией: ссылками на произведения, их интерпретацию.
В типологии шванков Сакса различаются две боль-шие группы: шванки раннего и позднего периода.
К шванкам первой группы относятся следующие ти-пы: назидательный, антиклерикальный, познавательный, эротический. Вторую группу составляют типы: сословно-бюргерский (бытовой), поли-тико-обличительный, крестьянский, развлекательный. Классификация по-строена на проблемно-целевом, идейном (идеологическом), структурно-образном основаниях, соотношении утверждающих и отрицающих начал в авторской позиции. Соответственно характеризуются в качестве примеров все типы, но преимущественно – назидательные шванки («Семь жалую-щихся жен», «Семь жалующихся мужей», «Короткая беседа о пьянстве – вреднейшем пороке» и др.), антиклерикальные («Монах Цвейфель и его святыня»), познавательные («Откуда взялись лысые мужчины»), сословно-бюргерские («Купец и волынка») и др.
В данной главе особое внимание уделено морали, сти-лю, некоторым содержательным особенностям различных типов шванков. Подробно рассмотрены источники шванковых сюжетов, способы их обо-значения в самих произведениях, соотношение поэтической интерпретации с источником.
Выражение собственных моральных принципов Сакс, как правило, делает содержанием назидательных шванков, сосредоточивая основной вывод в соответствующей нравоучительной концовке. Это ти-пичный структурный элемент большинства жанров Сакса. Морализатор-ский сюжет разворачивается чаще всего на отрицательных житейских си-туациях, порой меняя тип шванка на антиклерикальный («Монах и кап-лун») или политико-обличительный («Мельник и студент»). Любопытны с точки зрения содержащейся в них информации познавательные шванки («Портной и флаг», «Кухарка – лакомка», «Дворянин, шут и истина»).
Рассмотрение шванков Сакса в типологическом пла-не обогатило наши сложившиеся представления (1.4) о шванке как литера-турном явлении, отвечающем запросам общества, эстетике автора, стре-мившихся сохранить достоинства народного жанра, очистив его язык от грубости и вульгарности, убрав непристойный тон, развив юмор, иронию, меткость и выразительность языка.
Изучение проблемы источников шванковых сюжетов Сакса позволило утверждать следующее: устные народные традиции были главным, но не единственным источником, так как поэт обращался к лите-ратурным сюжетам и образам Библии, Лютера, Боккаччо, немецких пред-шественников, своих современников. Однако шванки отличались нацио-нальной спецификой типов героев, и развития сюжетов, исторической и географической точностью, присутствием незаурядной личности автора.
В выводах по первой главе подчеркивается обосно-ванность выбора шванков Г. Сакса в качестве главного объекта исследо-вания в диссертационной работе, ибо шванки Г. Сакса являются образцом этого жанра в немецкой литературе позднего Средневековья, отражающе-го воззрения и вкусы демократических слоев. Прав Б. Пуришев, подчерки-вая, что «литература, которую обычно называют бюргерской, нередко яв-лялось собственно народной в широком смысле этого слова» (Пуришев).
Во второй главе «Г.Сакс и бюргерская лите-ратура» рассматриваются характерные особенности немецкой куль-туры эпохи Реформации и Крестьянской войны в Германии конца XV – начала XVI вв., идеи немецкого гуманизма в творчестве Г. Сакса и его сподвижников, своеобразие воплощения идей Лютера и протестантства в творчестве Г. Сакса.
Если однозначное определение хронологических ра-мок периода Реформации в Германии стало фактом истории, то характер этой эпохи, ее значение для формирования нации в Германии переосмыс-ливаются по мере углубления ученых в социально-экономические процес-сы, вызвавшие и сопровождавшие столь мощные религиозное движение Средневековья. Изучение точек зрения Л. Ранке, Г. ф. Белова, В. Циммер-мана, Ф. Энгельса, Т.Н. Грановского, К. Ясперса, М.М.Смирина, Л. Штер-на и др. позволило нам присоединиться к современным исследованиям, квалифицирующим Реформацию как широкое общественное религиозное движение, связанное с изменениями в социально-экономической жизни Европы и способствовавшее прогрессу и возрождению национальной культуры, утверждению национального духа в Германии, т. е. формирова-нию нации. Эта концепция отнюдь не исключает признания сложности и противоречивости движения Реформации, помогая в то же время выделить ее яркие определяющие стороны: антикатолицизм, объединивший на вре-мя все сословия, гуманизм с его интересом к личности и правам человека, что свидетельствует о демократических тенденциях,– черты, нашедшие отражение в бюргерской культуре.
Развитие начала светской образованности, чему спо-собствовало изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания, литературный подъем и расцвет городов как культурных центров, развитие искусства живописи, графики, архитектуры, театра формировало новый тип лично-сти: цивилизованного делового человека, купца-мецената, деятеля гумани-стической культуры. Многие из них были современниками, а иные – спод-вижниками Г. Сакса: иллюстратор Сакса, выдающийся художник А. Дю-рер, портретист Г. Гольбейн Младший, издатели А. Кобергер и Г. Гуль-денмунд, гравер Й. Амман – далеко не полный перечень имен создателей бюргерской культуры. Ее центром был родной город Г. Сакса Нюрнберг. Его политическая и культурная жизнь, его архитектурный облик, особен-ности бюргерского самосознания и быта запечатлены Г. Саксом в ряде произведений разных жанров, из которых нами выделены панегирик «По-хвальное слово Нюрнбергу», «Книга сословий» и «Книга о войне» (соз-данные Г. Саксом совместно с гравером Й. Амманом), бытописательные шванки типа «Бюргерский танец», «Крестьянский танец» и др.
В диссертации отмечается феномен синтеза разных искусств, сотрудничество поэтов и художников немецкого бюргерства, стремившихся таким образом формировать личность своих сограждан.
Идеи немецкого гуманизма в творчестве Г. Сакса и его сподвижников рассматриваются в контексте истории гуманистической культуры в Германии XV–XVI веков, связанной с именами Николая Ку-занского, Конрада Цельтиса, Иоганна Рейхлина, Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена, Вилибальда Пиркгеймера и др. Охарактеризованы сочинения Ф. Гамерлина «О благородстве», Э. Роттердамского «Похваль-ное слово глупости», К. Цельтиса «Представление о Диане», Г. Бебеля «Фацетии». Их общность заключается в культе античности, античной язы-ческой этики, в преклонении перед великой силой разума и добродетелью. («Разум – это царь, божественный руководитель человека» – Э. Роттер-дамский). Наряду с сатирой в адрес феодальных порядков, авторитета ка-толической церкви, схоластики средневековой науки гуманистам было присуще тяготение к дидактической литературе как средству пропаганды гуманистических идей. Наиболее популярные жанры: дидактическая по-эзия, школьная (неолатинская) драма, комедия.
Теория личных достоинств человека, осуждение его «заблуждений» и вера во врачующую силу мудрого слова были основой гуманистических взглядов современников и сподвижников Г. Сакса: С. Бранта, Т. Мурнера, М. Лютера. Их объединяло стремление к образова-нию, преимущественное внимание к проблемам мировоззренческого по-рядка, интерес к этике, которая, как важнейший элемент философских представлений гуманистов, неизменно преобладает над чувственным вос-приятием. Культ Разума и осуждение пороков отдельного человека сдела-ло господствующей сферой интересов гуманистов частную жизнь челове-ка, а ведущей проблематикой – моральную. В работе особо подчеркнут национальный патриотизм немецких гуманистов, патриотические мотивы в ряде их произведений.
В диссертации представлены конкретные материалы, подтверждающие выдвинутые теории, причем внимание обращено и на деятельность художника-гуманиста А. Дюрера, сотрудничавшего с Г. Сак-сом, создавшего портреты многих своих выдающихся сподвижников-гуманистов. Общность морально-философских взглядов и эстетической позиции Сакса и Дюрера делает особенно убедительным их вклад в созда-ние единой национальной культуры Германии.
Исследование в сопоставительном плане проблемы воплощения идей Лютера и протестантства в творчестве Г. Сакса позволи-ло выделить духовно-религиозный и этический аспекты философии М. Лютера и взглядов Г. Сакса, характер воплощения идей протестантства в их духовном творчестве и художественных произведениях Г. Сакса, изу-чение по ним реакции поэта на немецкую Реформацию продолжило фор-мирование выводов по данной теме, сделанных ранее.
Г. Саксу были близки идеи протестантства и рефор-маторства М. Лютера. Духовные песни Г. Сакса – своеобразный вклад по-эта в дело Лютера и служение идеалам Реформации. Однако отношение к Крестьянской войне не было однозначным, что нашло косвенное отраже-ние в шванках «Крестьянин и Смерть», «Фюнзингенские крестьяне», «Ле-нивый крестьянин и его собаки» и др. Относясь с иронией к крестьянам, порой высмеивая их глупость и тупость, Сакс в то же время ценил их тру-долюбие, честность, проявление сословного самосознания. Однако, как и Лютер, Г. Сакс осуждал какие бы то ни было порывы к революционному протесту, оставляя за крестьянином право на «просьбу к господину», упо-вание на промысел божий, т. е. ограничивался в постановке и решении острых социальных проблем лишь моральным планом.
Изучение своеобразия воплощения Г. Саксом идей Реформации продолжено подробной характеристикой качеств его поэзии этого периода: чуткое реагирование на главные тенденции времени, демо-кратичность жанров, их направленность на решение образовательных и воспитательных задач в духе бюргерского мировоззрения, юмор, как фор-ма выражения высоких нравственных идеалов поэта, сочность и вырази-тельность языка, близкого народной речи. В качестве яркого образца «тен-денциозной» лирики Г. Сакса анализируется аллегорическое стихотворе-ние «Виттенбергский соловей», посвященное вероучению М. Лютера, ос-танавливается внимание на стихотворении о «Бедном осле», содержании ряда стихотворных листовок, фастнахтшпилей, шванков. В качестве выво-дов в работе просматривается связь между Г. Саксом и М. Лютером: ду-ховно-мировоззренческая, идейная, художественно-творческая. Они оба являются создателями современного немецкого языка.
В заключении обобщены наиболее важные результаты монографического исследования – рассмотрения литературно-го творчества Ганса Сакса (его истоков, типологии) в контексте бюргер-ской литературы конца XV – конца XVI вв. и сделаны прогнозы на про-должение научной работы автора по данной теме.
Основные положения работы представлены в сле-дующих публикациях:
1. Шевлякова Н. Н. Сакс и Лютер // Материалы научно-практической конференции МГТИ.– Майкоп, 1997.– С. 70–71 (0,5 п/л);
2. Шевлякова Н. Н. Личность и общество в Германии в эпоху позднего Средневековья (на материале творчества Ганса Сакса, Мартина Лютера и Альбрехта Дюрера). Материалы 4-ой научной конференции докторантов, аспирантов и соискателей: Труды докторантов, аспирантов и соискателей по итогам научно-исследовательской работы за 1997 год.– Майкоп, 1998.– Ч. 1.– С. 28–30 (0,5 п/л);
3. Шевлякова Н. Н. Ганс Сакс и шванковая литература в Герма-нии в Средние века и эпоху Возрождения // Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей.– Майкоп, 2001.– С. 119–126 (0,5 п/л);
4. Шевлякова Н. Н. Ганс Сакс и народный театр немецкой Ре-формации // Филологический вестник.– Майкоп, АГУ, 2002.– Вып. 4. С. 60–65 (0,5 п/л);
5. Шевлякова Н. Н. Учебное пособие по дом. чтению на немец-ком языке. Hervorragende Menschen Deutschlands. Выдающиеся люди Гер-мании – Майкоп: Изд-во АГУ, 2002.– 108 с., ил. (6,75 п/л).
ШЕВЛЯКОВА Наталья Николаевна
ГАНС САКС И ЛИТЕРАТУРА НЕМЕЦКОЙ РЕФОРМАЦИИ: ГЕНЕЗИС, ТИПОЛОГИЯ И ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА
(фольклор и бюргерская литература)
Автореферат
Подписано в печать 03.02.2003 г.
Формат 60х84 1/16. Бумага ксероксная. Печать офисная.
Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 0000.
ИД № 01222 от 14.03.2000
ПД № 10-10008 от 08.11.2000
Издательство МГТИ
385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 191.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ УТОЧНИТЬ ПРИ ПЕЧАТИ !!!
|