Диссертационный зал Химки


Новая версия сайта
ДИССЕРТАЦИИ - ПОЧТОЙ

Наш электронный адрес для заказов: dissertacii@mail.ru

Общая информация Услуги и расценки Гостевая книга Форум Библиотека бесплатных диссертаций Форма для заказа Диссертационный зал в Химках

На правах рукописи

Горбова Марина Алексеевна

Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности

13.00.06. — Теория и методика воспитания

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Москва-1999

Работа выполнена в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания

Российской академии образования и Министерства труда и социального развития РФ

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Остапец-Свешников Александр Александрович

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор Кулаев Казбек Владимирович ; кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Людмила Владимировна

Ведущая организация - Российская международная академия туризма

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекает большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов фактически на протяжении всей истории человечества.

Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, -объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как одному из методов патриотического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Одной из важнейших задач современной школы и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической туристско-краеведческой деятельности (далее по тексту ТДК) осуществляется непрерывно.

В ТКД не только формируются патриотические убеждения, она позволяет осуществлять тренировку навыков патриотического поведения. Знания патриотического характера, полученные в процессе военно-исторической, поисковой работы, но не закрепленные походными трудностями, конкретными патриотическими делами, как бы оторваны от жизни.

ТКД - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность. Специфические особенности ТКД способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию старшеклассника в окружающем его мире.

В настоящий момент возникла насущная необходимость педагогической практики в разработке новых моделей и программ ТКД, объединяющих познание окружающего мира с воспитанием и оздоровлением школьников в целостный процесс формирования цивилизованной, нравственной личности патриота-гражданина. Однако, несмотря на большие возможности использования ТКД в воспитании патриотизма у старшеклассников, ее потенциал не используется достаточно широко. Это объясняется отчасти слабой научно-методической и педагогической разработкой проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников в ТКД на современном отрезке времени. А проблема воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми формами ТКД в таком ракурсе не рассматривалась вовсе. В связи с этим в ходе работы над исследованием большое внимание уделялось изучению научной литературы по ведущим направлениям проблемы: патриотическому воспитанию, туристско-краеведческой деятельности и игровым технологиям.

Изучение научной литературы по военно-патриотическому воспитанию показало, что этот вопрос в советский период исторического развития страны подвергался всестороннему изучению.

Большая часть исследователей-специалистов по патриотическому воспитанию учащихся рассматривали в своих работах различные аспекты воспитания учащихся на героических традициях народа.

Исследование воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми формами ТКД опирается на труды таких ученых педагогов: Б.Т.Лихачёва, И.Ф.Харламова, Г.И.Щукиной и др.

Организация опытно-экспериментальной работы потребовала обращения к трудам педагогов-методистов, стоявших у истоков отечественного туризма и краеведения П.Ф.Каптерева, Н.А.Гейнике, B.A.Райкова, В.Г.Розепина, Б.Всесвятского, М.Рождественского, Б.П.Брюлова, И.М.Гревса, более современных исследователей Г.Н.Матюшина, А.Е.Ставровского, В.Н.Ашуркова, Д.В.Кацюба и др.

Возможности ТКД в патриотическом воспитании исследовали А.Д.Солдатенков, А.Л.Шипко.

Наиболее значимой работой в области школьного краеведения остается исследование П.В.Иванова “Педагогические основы школьного краеведения”, в котором впервые в педагогической науке указывалось на неразрывную связь туризма и краеведения.

Особое значение для нашего исследования имеют труды А.А.Остапца-Свешникова, разработавшего методологию, концепцию, педагогические основы ТКД.

По теории игры были изучены работы следующих теоретиков: Э.Берна, П.И.Пидкасистого, В.М.Букатова, Р.И.Жуковской, Е.А.Покровского, Д.Н.Кавтарадзе, О.С.Газмана, С.А.Шмакова, И.П.Иванова и др. Так как игра - это особая сфера человеческой деятельности, способ его совершенствования и самовыражения ,где игровая деятельность отличается добровольностью, высокой активностью и взаимозависимостью ее участников, особое значение для нашего исследования имели труды педагогов-методистов И.Г.Абрамовой, И.Ю.Ермоленко, О.А.Казанского, Н.Е.Щурковой, Н.В.Самоукиной и др. Большое значение для исследования имела диссертационная работа В.М.Григорьева.

Однако перечисленные исследователи не ставили своей целью изучить влияние игровых форм ТКД на воспитание патриотизма у старшеклассников.

В период коренных социальных, экономических преобразований, происходящих в нашем обществе, разработке педагогической проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми формами ТКД будет способствовать становление “зоны устойчивого патриотизма”, влияющего на формирование личности, способной к восприятию высших ценностей бытия, способной любить свою Родину, сознающей долг перед ней и ответственность за ее судьбу.

Все изложенное выше позволило определить тему исследования:

“Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности”.

Объект исследования: туристско-краеведческая деятельность старшеклассников.

Предмет исследования: воспитание патриотизма у старшеклассников в ТКД.

Целью исследования является создание перспективообразующей игровой модели ТКД способствующей воспитанию чувства патриотизма у старшеклассников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние разработки проблемы воспитания патриотизма у современных старшеклассников в психолого-педагогической литературе;

  2. Определить содержание, формы и методы ТКД, способствующие воспитанию патриотизма у старшеклассников и место игровых форм в этом процессе;

  3. Разработать педагогически эффективную модель игровых форм ТКД, способствующую воспитанию патриотизма у старшеклассников.

Гипотеза исследования: туристско-краеведческая деятельность может стать эффективным средством формирования патриотизма у старшеклассников, если будут:

- учитываться мотивационная сфера личности современного старшеклассника, особенности самооценки и уровень её притязаний, особенности умственной деятельности старшеклассников;

- системно включаться игровые формы в ее краеведческие и туристские составляющие;

- циклы строятся по принципу постепенного перехода от созерцания и ознакомления к последующему изучению и далее к активному творческому исследованию природной и социальной среды старшеклассников.

- использованы формы и методы исследовательской работы, учитывающие при создании перспективообразующей модели воспитания патриотизма игровыми формами ТКД возрастные и личностные особенности старшеклассников. Состоять из игровых форм, каждая из которых несёт патриотическую нагрузку, т.е. насыщена патриотическим содержанием.

Методологической основой исследования явилась совокупность научных положений о социально-деятельностной сущности личности, ее индивидуально-психологических особенностях, о роли природной и социальной среды в воспитании личности, о духовном развитии в процессе ее активной деятельности. А также - основные идеи патриотического воспитания старшеклассников, диалектико-материалистическая трактовка развития личности.

В своем исследовании автор опиралась на труды психологов:

Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, П.П.Блонского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Б.Г.Ананьева, Е.А.Заики и др.; на труды классиков отечественной педагогики, внесших свой вклад в создание теории формирования всесторонне развитой личности и системнодеятельностного и комплексного подходов в воспитании: К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, С.Т.Щацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ю.К.Бабанского и др.

Существенное значение для нашего исследования имеют работы педагогов-методистов, стоявших у истока краеведения и туризма в России: В.Ф.Зуева, Д.Д.Семёнова, Д.Н.Кайгородова и др.

Теоретико-методологической и методической основой нашего исследования являются труды А.А.Остапца-Свешникова, разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы, ее педагогической основы, влияние туризма и краеведения на всестороннее развитие личности учащихся. А.А.Остапец-Свешников разработал методологию и концепцию детско-юношеского туризма, ввел понятие уровней туристско-краеведческой деятельности и дал им характеристики, ввел понятие комплексного освоения окружающего мира от своего родного края до различных краев своего Отечества.

В соответствии с целью и задачами был использован следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение передового и массового педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа средствами самой ТКД, целенаправленное педагогическое наблюдение, индивидуальное и групповое целевое интервьюирование, метод экспресс-отчетов, анализ независимых характеристик на основе рейтинговой системы оценок при подведении итогов каждого цикла ТКД и другие методы. Вся исследовательская работа построена на системно-структурном и системно-деятельностном подходе и теоретическом моделировании.

Исследование проводилось на базе краеведческих клубов и объединений городского детско-юношеского центра г.Волгограда, школ города, как задействованных так и не участвующих в городской экспериментальной краеведческой программе, городском краеведческом лагере “Товарищ”.

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса теоретических, эмпирических и математических методов исследования, широкой педагогической экспертизой получаемых результатов, математической обработкой данных исследования, апробацией теоретических выводов, обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов адекватных предмету исследования, достигнутым положительным изменением уровня краеведческих знаний у старшеклассников, внедрением полученных выводов в качестве рекомендаций в педагогическую практику. А так же подтверждается данными опытно-экспериментальной работы, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне сформированности патриотизма у старшеклассников, включенных в ТКД.

Различными аспектами исследования были охвачены 112 учителей, 14 методистов по краеведению районных Домов творчества г.Волгограда, 17 руководителей краеведческих коллективов школ и ИКО ГДЮЦ, более 2-х тысяч школьников 9-11 классов. Планомерное длительное наблюдение проводилось более чем в 30 городских интеллектуальных краеведческих играх, 15 экскурсиях по городу, 4 играх на местности (пешеходные игры на территории города), с 1995-1998гг. в работе городского краеведческого лагеря, в краеведческих мероприятиях: военно-исторические чтения, краеведческие чтения, краеведческая олимпиада, научно-исследовательская работа и т.д. Было проанализировано за 1996-1997 гг. более 1922 анкеты, зафиксированы ответы во время дискуссионных форм и краеведческих диспутах “Что значит быть патриотом сегодня” и др.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке новой теоретически обоснованной и экспериментально выверенной перспективообразующей модели игровых средств ТКД, влияющих на воспитание патриотизма у старшеклассников, в теоретическом обосновании педагогических условий эффективной реализации разработанной модели, заключающихся в целостном ее использовании с учетом единства и взаимосвязей между организационно-методическими и содержательными блоками. В диссертации содержатся данные о наиболее приемлемой и эффективной форме организации патриотического воспитания старшеклассников, в их взаимосвязи и преемственности дается обоснование путей совершенствования этой работы в новых довольно сложных и противоречивых условиях. В структуру модели впервые заложены методы игрового воздействия ТКД влияющего на эффективность воспитания патриотизма у старшеклассников. Разработан один из возможных оптимальных вариантов модели системы патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Аргументированность и достоверность научных результатов, выводов и предложений обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих психологических, педагогических и социологических методов исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием количественного и качественного анализов результатов длительной работы, проводимой в реальных условиях деятельности педагогических коллективов школ, учреждений дополнительного образования.

Практическая значимость исследования. Автором обоснованы действенные пути повышения эффективности патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования и образовательных учреждениях, выявлены и обоснованы условия приобщения старшеклассников к патриотической деятельности через игровые формы ТКД, обеспечивающие единство цели, содержания, форм и методов воспитания. Созданная модель патриотического воспитания у старшеклассников игровыми средствами ТКД применима как модель-аналог в практической работе учреждений дополнительного образования и образовательных учреждениях.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась на районных и городском методическом объединении учителей истории и граждановедения, на городском методическом объединении учителей, работающих по экспериментальной краеведческой программе, городском методическом объединении методистов по краеведению, районных ДЮЦ г.Волгограда, городской конференции “Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы” (руководитель секции “Педагогические основы воспитания патриотизма у старшеклассников в процессе игровой деятельности через краеведческую работу”), на курсах повышения квалификации при ИПК, на Всероссийском семинаре-совещании историко-культурного наследия “Помоги памятникам России” (г.Самара, 1993г.), на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам школьного краеведения (г.Калуга, 1994г.), на Всероссийской методологической конференции по проблемам школьного краеведения (СПБ, 1995г.), на IV Всероссийских педагогических чтениях (Москва, 1997г.), на заседании научно-методического совета по проблемам школьного краеведения (г.Москва, 1997-1998г.г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы и создания трехгодичной авторской городской экспериментальной краеведческой программы, в школы города, работающие в рамках программы (всего 111 школ, что составляет 74% всех школ города), при составлении и проведении программы краеведческого объединения старшеклассников “Искра”, городского краеведческого лагеря, где автор проверила эффективность выдвинутой гипотезы, выступая в качестве руководителя, преподавателя и исследователя.

Исследование проводилось в три этапа с 1992 по 1998 годы.

Первый этап (1992-1995г.г.) - этап поисково-эмпирический, на котором шли поиски ведущих направлений ТКД, проходило изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания, игровых технологий, формам ТКД, анализ передового практического опыта воспитания учащихся средствами ТКД в России, а так же опыт работы отечественных и зарубежных педагогов в разработке игровых технологий и их роли в комплексном воспитании детей. Были определены цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза.

Второй этап (1995-1997г.г.) - этап корректирующего эксперимента, на котором выявились основные составляющие стратегии и модели воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми средствами ТКД, была развернута опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась научная достоверность гипотезы, продолжалось изучение литературы, вносились корректировки.

Третий этап (1997-1998г.г.) - этап повторного эксперимента, который был посвящен обработке полученных результатов опытно-экспериментальной работы и их обобщению, а так же оформлению текста диссертации исследования, разработке и экспериментальной проверке структуры и методики патриотического воспитания игровыми формами ТКД в клубной и кружковой деятельности, экспериментальной проверке модели и авторской программы, внедрению материалов и идей исследования в практику школ и учреждений дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Вопросы воспитания чувства патриотизма у старшеклассников на современном этапе недостаточно изучены в теоретическом и практическом аспекте.

  2. ТКД - как средство воспитания патриотизма у старшеклассников при системно включённых в её краеведческие и туристические составляющие игровых форм.

  3. Перспективообразующая игровая модель ТКД, как средство воспитания чувства патриотизма у старшеклассников.

Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза, выделены основные этапы и методы исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость, достоверность выводов и их апробация.

В первой главе - “Анализ современного состояния туристско-краеведческой деятельности в воспитании патриотизма у старшеклассников”- раскрывается основная цель патриотического воспитания - формирование морально-политических, профессиональных, психологических и физических качеств, определяющих осознанное стремление личности, социальной группы к патриотической деятельности. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества.

Исследуя литературу по теме диссертации, мы пришли к выводу, что действенным средством гармоничного развития личности, формирования здорового образа жизни, социализации и адаптации старшеклассника в окружающем мире является вывод учащихся из школы, внешкольного учреждения дополнительного образования в широкую природную и социальную среду, используя туристско-краеведческую деятельность как средство духовного и физического развития подрастающего поколения.

То есть, если туристско - краеведческая деятельность направляет школьников на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории, то, следовательно, педагогически правильно организованная ТКД обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности.

Формирование патриотизма - процесс, имеющий лишь относительную завершенность на каждом своем этапе. С возрастом этот процесс лишь видоизменяется в том смысле, что в нем все большую роль начинают играть уже сформированные качества, установки, ориентации человека, а влияние новых жизненных ситуаций, новых идей неизбежно преломляется через грани уже сложившейся личности. Итак, воспитание патриотизма осуществляется, прежде всего, при всестороннем познании “малой Родины”, что является основной целью краеведения. Краеведение тесно сочетается с туризмом: походами и путешествиями по родному краю. Для современного краеведения как составной части ТКД характерно развитие не вширь, а вглубь, что означает, во-первых, усиление роли исследовательских методов в краеведческом поиске, а во-вторых, - сужение объекта исследования. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий действительно актуальная проблема нашего времени. Краеведение - хранитель социальной памяти, оно помогает определить способ переустройства настоящего, выделить конкретные направления движения в будущее, предостерегает от механического, бездумного распространения на все территории и сообщества общих умозрительных понятий о модели будущего и о способах его построения.

Современное образование, открывая перед педагогами широкий выбор философии обучения и практических задач, начало переход от обучения “фактам” к овладению смыслом событий, обретению навыков применения в жизни накопленного богатства. Именно активные методы обучения позволяют погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. Поэтому основная задача применения активных, в частности игровых, методов обучения,-развитие у учащихся целостной картины мира, способности правильно ориентироваться в окружающем мире. Игра - средство многогранное. Интеллектуальная игра позволяет совершаться культурному акту, связанному с внутренним шагом, “пересекающим границы”. Феномен краеведческой интеллектуальной игры состоит в том, что, являясь развлечением, своеобразным отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитывать глубокое чувство патриотизма у старшеклассников.

Вторая глава - “Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности” представляет собой описание семилетнего исследования влияния игровых форм туристско-краеведческой деятельности на воспитание патриотизма у старшеклассников.

Сформулированы его задачи и функции, предлагается методика его проведения. В ходе самого экспериментального исследования удалось обозначить ряд ведущих тенденций процесса воспитания патриотического сознания и поведения личности старшеклассника, объединяющих в себе объективные и субъективные факторы. Поскольку опыт формируется позже знаний, то появляется несинхронность, разрывающая одновременное развитие морали и воли. В играх создаются условия для необходимой коррекции личностных качеств, для выявления различных видов одаренности и проявления инициативы.

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании- создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Внутренние и внешние факторы формирования чувства патриотизма должны быть направлены друг к другу. Лишь только при пересечении данных векторов (факторов) может возникнуть “зона устойчивого патриотизма”, при появлении которой мы можем говорить об осознании личности старшеклассника, как гражданина - патриота. У субъекта необходимо сформировать глубокое сознание того, что “мой” край - это неотъемлемая частица “нашей” Родины. При возникновении либо самой “зоны устойчивого патриотизма”, либо предпосылок для ее возникновения, у субъекта появляется осознаваемый мотив эмоционального проявления познавательной потребности - интерес. Интерес “узнавания” является движущей силой на данном этапе. Краеведческие игры, активизируя социальную деятельность школьников, способствуют формированию общественно-ценных мотивов поведения. Для успешного учения нужна положительная мотивация достижения успеха. Основная триединая цель интеллектуально- краеведческой игры, как и любого другого туристско - краеведческого мероприятия, - комплексное воспитательно -образовательно -оздоровительное воздействие на личность старшеклассника. А разработанная методика игр позволяет делать их действенным комплексным средством воспитания, развития и оздоровления детей. Об эффективности игр свидетельствует заинтересованность учащихся и педагогов школ, которая проявляется в систематическом участии в играх, творческом выполнении заданий, поведении детей и взрослых в ходе игр, желании продолжать подобные игры.

Итак, основу деятельностного подхода в патриотическом воспитании составляет общественно-полезная туристско-краеведческая деятельность. Она отвечает следующим требованиям:

  • подчиняется основополагающим воспитательным задачам;

  • имеет коллективный характер проведения, основанный на принципах ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;

  • адекватна личным потребностям, целям, мотивам;

  • является творческой;

  • способствует активизации деятельности школьников;

  • базируется на полном самоуправлении, соратничестве и самодеятельности;

  • имеет очевидный практический фундамент;

  • является посильной;

  • учитывает возрастные и индивидуальные особенности;

  • имеет комплексный характер;

  • проводится систематически.

Форма “лестницы патриотического воздействия” имеет цикличный характер социального ввода в среду, окружающую субъекта. Здесь в полной мере выражены гносеологические (познавательные и жизненные) элементы, т.е. гносеологическая спираль освоения окружающего мира “от родного гнезда” до окраин своего Отечества, выход в ближнее и дальнее зарубежье. Туристско-краеведческие циклы подготовки, проведения и подведения итогов, расположенные на этой спирали, расширяющейся в охвате новых регионов (районов родного края. Отечества, ближнего и дальнего зарубежья) и углубляющейся от созерцания к изучению, изучению с элементами исследования, исследованию, научному исследованию в многолетнем процессе непрерывного образовательного процесса средствами этой деятельности. Активное включение каждого воспитанника в туристско-краеведческую деятельность как ее субъекта через систему усложняющихся, меняющихся туристско-краеведческих должностей, ставящих ребенка в различные позиции (исполнителя, творца, организатора, инициатора, наблюдателя, исследователя), позволяющих каждому освоить жизненно важные знания, умения, навыки, формирующих ценные качества личности, раскрывающих и развивающих индивидуальные способности, черты и опыт коллективизма, содружества, сотрудничества.

Переход от практики проведения разовых эпизодических мероприятий к их системе, в которой все дела взаимосвязаны, отвечают конкретной общей цели, задачам, позволил превратить программы туристско-краеведческих массовых форм работы с детьми в постоянно действующий фактор в окружающей их жизни.

Игровые средства ТКД являются одним из действенных методов в воспитании патриотизма у старшеклассников при использовании принципа расширяющей спирали в цикличности перспективообразующей модели, где очень значительно эмоциональное, сознательное воспитание живого материала, чтобы старшеклассники прочувствовали его, чтобы он ощутимо вошел в их сознание, вызвал практический отклик в форме общественного труда или подражания в жизни, в характере, в учебе. Именно интеллектуальная краеведческая игра имеет интегративный характер, ибо социальная, стимулирующая, организационная и воспитывающая функции методов патриотического воспитания в ходе игры реализуются в своей целостной совокупности.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что разработанная и апробированная автором перспективообразующая модель игровых средств ТКД, эффективно влияет на воспитание патриотизма у старшеклассников. На основании полученных данных можно утверждать, что важную роль в нашей модели занимает перспектива интеллектуально-краеведческих игр, экскурсий, походов, включающая в себя ряд последовательных, усложняемых требований и задач. В опытно-экспериментальной работе автор исходила из того, что каждую задачу патриотического воспитания последовательно и логично должна сменять другая - более привлекательная, интересная и сложная.

Проведенное исследование, подтвердив исходную гипотезу, позволило сделать следующие выводы:

- целенаправленная игровая ТКД способствует выработке особого состояния личности, проявляющегося в высоком уровне инициативности и реализующегося в патриотическом сознании и деятельности субъекта. Такая деятельность предполагает целую систему конкретных проявлений личности, среди которых стремление к самообразованию и самоактуализации личности, совершенствование личностных черт характера и формирование знаний, умений, исследовательской, поисковой работы, активное участие в научно-практических краеведческих конференциях, в краеведческих играх, формирование индивидуального патриотического сознания, как высшей формы психического отражения социальной среды;

- воспитание патриотизма у старшеклассников происходит в процессе многолетних, последовательно сменяющих друг друга игровых туристско-краеведческих циклов. В игровой ТКД освоение исторического наследия края, моральных знаний и моральных норм, а также осмысления личного нравственного опыта следования общественным нормам, выработка готовности личности к патриотическому поведению, его совершенствованию происходит постепенно от одного цикла к другому;

- мотивационная среда, познавательная активность заметно возрастает за счет усложнения игровых средств ТКД. Смена одной формы интеллектуальной краеведческой игры на другую, углубленное изучение истории края, участие в общественно-значимой социальной работе - все это ведет к патриотическому становлению личности старшеклассника, которое происходит в ситуации самостоятельного, активного выбора определенной линии поведения из нескольких возможных вариантов, в ситуации реальной ответственности;

- поддержанию высокого уровня познавательной активности способствует большая предварительная подготовка к игре: консультации, экскурсии, лекторий, встреча с интересными людьми и т.д.

- важную роль в воспитании патриотизма у старшеклассников игровыми средствами ТКД имеет педагогическое руководство. Основная задача педагога заключается в создании необходимых условий для познавательной, творческой, а также социально-значимой деятельности старшеклассников, системы работы, направленной на формирование патриотического сознания и поведения, а так же представлений, раскрывающих развивающую тенденцию патриотического поведения;

- воспитание патриотизма игровыми средствами ТКД во многом зависит от эффективности, глубины познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения субъектов, формируется стремление к патриотическому поведению;

- “зона устойчивого патриотизма” во многом зависит от четкой мотивации патриотической деятельности. Усвоение мотивов каждым старшеклассником требует большой индивидуальной работы педагога;

- проведенная экспериментальная работа показывает, что мера активности исторического познания зависит от вида познавательно” деятельности. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Изучение истории края является способом и удовлетворения, и формирования, и развития общественных интересов учащихся;

- познавательная работа в патриотическом воспитании средствами ТКД способствует проявлению элементов творчества у старшеклассников. В процессе познавательной работы школьники начинают искать новые подходы, способы ее выполнения. Начиная от репродуктивного, как базового в освоении знаний, умений и навыков ТКД старшеклассники переходят на преобразующий, а затем и исследовательско-творческий вид деятельности. В процессе игровой ТКД школьники развивают свой интеллект, приобретают опыт самостоятельной поисковой, исследовательской работы способствующей формированию творческих черт характера старшеклассников;

- заметно повышается активность старшеклассников в познании истории родного края. Сохраняется у старшеклассников память и уважение к предкам и соотечественникам;

- расширение сферы познавательной деятельности путем включения старшеклассников в созидательный процесс, помогает осмысленному выбору будущей профессии;

-патриотическое становление личности старшеклассников интенсивно происходит в ситуации самостоятельного, активного выбора определенной линии поведения, в ситуации реальной ответственности.

- патриотическое воспитание имеет сложную динамичную структуру и включает в себя следующие компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); операционный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.); волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей); оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса патриотического поведения);

- состояние, предшествующее патриотическому поведению, создается на основе имеющихся личностных качеств старшеклассника;

- в процессе патриотического воспитания необходимо учитывать следующие формы напряженности, которые могут возникнуть у старшеклассника: перцептивная (возникающая в случае больших затруднений и ошибок при восприятии необходимой информации); интеллектуальная (при невозможности найти способ решения задачи или выход из критической ситуации); эмоциональная (связанная с возникновением эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспособности старшеклассника проявить сознательные усилия и овладеть собой); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например, продолжать активно выполнять долг или же уклониться от опасности и риска);

- воспитание патриотизма неотделимо от познания вечных ценностей дома, семьи, воспитания уважения к родителям и старшим по возрасту. Большую роль в этом имеет осознание старшеклассником собственной неповторимости, индивидуальности;

- ТКД располагает обширным потенциалом воспитательного воздействия на патриотическое сознание и поведение старшеклассников;

Более высокий уровень краеведческих знаний, мотивационной среды, влияющих на патриотическое воспитание старшеклассников, возрастающих в результате опытно-экспериментальной работы, показывает достаточно высокую эффективность созданной модели ТКД, подтверждает первоначальную гипотезу исследования и ее практическую значимость.

Данное исследование является одной из первых работ, посвященной решению проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми средствами ТКД.

В процессе исследования был выявлен ряд проблем, требующих специального углубленного рассмотрения в дальнейшем: возрастной ценз, влияющий на формирование патриотизма у субъекта, временной отрезок, изменяющий ассоциативное восприятие высшей духовной ценности - патриотизма и другие.

Материалы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Городская экспериментальная краеведческая программа на 1995-2000г.г.//Вестник Детско-Юношеского туризма в России.-М,1997.-№2(22).-С.28-29.

2. Некоторые особенности городской экспериментальной краеведческой программы // IY Всероссийские педагогические краеведческие чтения/сб. докладов.-М., 1997.-С.5-6.

3. Краеведческие игры в интеллектуальном развитии личности.//сб. тез. Междунар. конф. “Школа жизни -окружающий мир”(20 лет ЭЦДЮТЭ “Родина”).-М,1997, ч.4. С.7-9.

4. Сборник “Сценарии городских краеведческих интеллектуальных игр”.-Волгоград, -1998.-25с.

5. Методологические основы патриотического воспитания старшеклассников// тез. докладов городской научно-практической конференции “Дополнительное образование в Волгограде: опыт, проблемы, перспектива”. -Волгоград, 1999г.

6. Краеведческие интеллектуальные игры как средство формирования патриотизма у старшеклассников// тез. докладов городской научно-практической конференции “Дополнительное образование в Волгограде: опыт, проблемы, перспектива”.-Волгоград, 1999г.

7. Сборник “История края в ребусах, криптограммах, кроссвордах”.-Волгоград, 1999г.

8. Сборник “Интеллектуальная краеведческая игра “В одной связке””. - Волгоград, 1999г.

Баннерообменная сеть: Power Banner System

Rambler's Top100

Rambler's Top100

offsite.ru

Рейтинг@Mail.ru

Жми!

Каталог сайтов и ссылок. Каталог ресурсов на Promotion.SU

Rambler's Top100



Hosted by uCoz